Министр остался без сока
27 января 2004 года
Столичные супермаркеты более других магазинов свободны в подборе торгового ассортимента. По их заказу осуществляется ввоз различных видов продукции московских производителей, которых, как правило, не встретишь в обычных магазинах. Причем исполнительные директоры казанских супермаркетов утверждают, что в разнообразии товаров и заключается суть их работы. Вместе с тем такие татарстанские производители как ОАО «Казанский мясокомбинат», ОАО «Казанский молочный комбинат» и ГУП «Татспиртпром» неоднократно жаловались, что московские сети, работающие в Казани, неохотно пускают их продукцию к себе на прилавки. Например, продукция «Татспиртпрома» в ассортименте гипермаркета «Рамстор» занимает всего 22-25%. В октябре прошлого года депутат Госсовета РТ, владелец сети «Эдельвейс» Ильшат Хайруллин даже обратился к премьер-министру РТ Рустаму Минниханову с письмом, указав, что «магазины формата “Рамстор“ не смогут сравняться с торговой сетью “Эдельвейс“, которая делает акцент на реализацию местной продукции».
Жалобы производителей и конкурирующих с москвичами торговцев были услышаны правительством РТ после отмены налога с продаж. По данным Минфина РТ, республиканский бюджет потерял 3 млрд руб. (почти десятая часть доходов), и компенсировать выпадающие доходы было решено за счет роста поступлений по налогу на прибыль, который платят производители. Таким образом, например, ГУП «Татспиртпром» оказался вторым после «Татнефти» налогоплательщиком РТ.
В минувшую пятницу глава МТВЭС Хафиз Салихов решил лично ознакомиться с положением дел в казанских гипермаркетах. В сопровождении представителей татарстанских предприятий-товаропроизводителей он обошел несколько магазинов: «Гипермаркет на Гафури», «Рамстор», «Бахетле» и «Патэрсон». Последним пунктом маршрута оказался супермаркет «Раздолье» на проспекте Ямашева.
Ни в одном из магазинов господин Салихов ничего не купил. Сопровождавшие его товаропроизводители и журналисты расценили это как знак некоего недовольства. И действительно, в одном из гипермаркетов министр заявил, что доля товаров местного производства в ассортименте магазинов должна составлять от 60% до 75%. Что соответствует нормам продовольственной безопасности. «Со стороны некоторых торговых сетей мы видим недостаточное внимание к нашим производителям. Мы хотим, чтобы в московских супермаркетах наша продукция была представлена больше, и готовы идти на взаимовыгодные условия поставок», — отметил он. В частности, господин Салихов порекомендовал директорам супермаркетов увеличивать объемы поставок с ОАО «Казанский мясокомбинат», водку ГУП «Таспиртпром» и ОАО «Красный Восток». Но в то же время заметил, что и сами производители должны улучшать качество товаров.
Супермаркеты министр осматривал по-разному. Например, в «Рамсторе» и «Патэрсоне» не задержался. Здесь господина Салихова специально подводили к полкам, где выставлялась местная продукция. Вероятно, для того, чтобы министр не тратил время на их поиски. Вообще господин Салихов говорил мало, только повторял как заклинание «не ущемляйте местного производителя». У исполнительного директора торговой галереи «Бахетле» Галины Страховой министр поинтересовался, почему на прилавках торговой галереи нет соков, произведенных в Казани. Директор ответила, что сок брали, «но тот плохо продавался, да и места занимал много». «Вы все-таки подумайте, производители улучшили технологию», — настаивал Хафиз Салихов. Однако госпожа Страхова осталась непреклонной, заявив, что ассортимент супермаркета формируется в зависимости от покупательского спроса. Позже в беседе с „Ъ“ госпожа Страхова отметила, что супермаркет по своей специфике должен выставлять товары различных производителей, поэтому местная продукция не может занимать более 20%. «Если они хотят увеличить свое присутствие, то нужно не увеличивать объемы, а расширять ассортимент», — посоветовала она.
После посещения казанских супермаркетов министр провел совещание, на которое пригласил чиновников территориальных управлений МТВЭС и директоров розничных сетей. Господин Салихов еще раз повторил им тезис о соблюдении продовольственной безопасности. И отметив, что «пока население обеспечивается по 9 из 19 товарных групп или на 60%», призвал присутствующих расширить ассортимент татарстанских товаров.
ЛУИЗА ИГНАТЬЕВА, "Коммерсантъ-Волга-Урал"